(Дожич Джордже; 17.05.1881, с. Вруице близ Колашина, Черногория - 7.05.1950, Белград), Патриарх Сербский в 1938-1950 гг. Окончил школу в мон-ре Морача, игуменом к-рого был его дядя архим. Михаил (Дожич), затем Богословско-учительскую школу в Призрене. 26 февр. 1900 г. пострижен в монашество в мон-ре Сичево. На следующий день рукоположен во диакона, через неделю - во иерея еп. Нишским Никанором (Ружичичем). В 1905 г. поступил на богословский фак-т Афинского ун-та и в 1909 г. получил ученую степень д-ра богословия. В 1910 г. указом кор. Петра I Карагеоргиевича в звании синкелла назначен главным секретарем мон-ря Хиландар на Афоне, затем референтом по церковно-образовательным вопросам при Сербском представительстве и управляющим серб. школой в Стамбуле. Для изучения франц. языка нек-рое время провел в Швейцарии и во Франции. По возвращении в Стамбул был возведен в сан архимандрита. 1 дек. 1911 г. избран митрополитом Рашско-Призренским и Скендерийским, 4 дек. состоялась хиротония. В 1913 г. переведен на восстановленную Печскую кафедру. Во время первой мировой войны был интернирован австрийцами в г. Сегед (Венгрия), но затем из-за болезни перемещен под надзор в г. Улцинь (Черногория). В нояб. 1918 г. был участником Великой народной скупщины в Подгорице, к-рая приняла решение о воссоединении Черногории с Сербией, возглавлял делегацию черногорских депутатов в Белграде при подписании документов о воссоединении. 17 нояб. 1920 г. избран митрополитом Черногорско-Приморским. Возглавлял делегацию СПЦ на «Всеправославном конгрессе», проходившем в К-поле с 10 мая по 8 июня 1923 г. На конгрессе выступил за введение т. н. новоюлианского календаря, внес на обсуждение вопросы о церковном браке, возрастных границах ставленников во священство и присоединении к Православию католич. клириков.
Председательствовал на Соборе СПЦ, на к-ром 30 апр. 1930 г. патриархом Сербским был избран Варнава (Росич). Выступал против заключения конкордата между Югославией и Ватиканом, убеждал Патриарха Варнаву, доверявшего кор. Александру Карагеоргиевичу, не поддерживать конкордат и практику решения церковных вопросов политическим путем. 5 дек. 1936 г. на встрече с председателем правительства М. Стоядиновичем выразил протест от имени Архиерейского Собора СПЦ по поводу предполагаемого заключения конкордата. В мае 1937 г. был посредником при встрече Стоядиновича с Архиерейским синодом для разрешения кризиса.
21 февр. 1938 г. избран Патриархом Сербским. Часто совершал пастырские поездки, заботился о финансировании СПЦ, по его настоянию был построен Дом студентов Богословского фак-та в Белграде (см. ст. Белградский богословский факультет), продолжено строительство храма свт. Саввы на Врачаре в Белграде. Выступал против политики регента кн. Павла Карагеоргиевича, направленной на союз с фашистской Германией. 19 марта 1941 г. от имени Синода СПЦ передал кн. Павлу меморандум о последствиях подписания пакта. Кн. Павел пытался через различных политиков склонить Г. на свою сторону, но безуспешно. Мемуары Г. содержат свидетельства о его контактах и огромном влиянии на различных политических деятелей - участников военного переворота 27 марта 1941 г. В день переворота Г. от имени Архиерейского Собора, проходившего в Белграде с 27 по 31 марта, выступил по радио с поддержкой действий военных.
После нападения 6 апр. 1941 г. Германии на Югославию и бомбардировки Белграда Г. переехал в мон-рь Раковица, затем вслед за эвакуирующимся правительством и 18-летним кор. Петром II Карагеоргиевичем направился в Ужице, далее к побережью - в мон-рь Острог, куда прибыл 10 апр. Г. вывез из Белграда святыни - десницу Иоанна Предтечи и Филермскую икону Божией Матери. Отказался покинуть страну вместе с королем, т. к. не считал себя вправе оставить паству. После капитуляции Югославии 16 апр. собирался вернуться в Белград, но оккупационное правительство из-за антигерм. деятельности заключило Г. под домашний арест в мон-ре Раковица, а спустя нек-рое время перевело в мон-рь Войловица, где уже находился под стражей еп. Жичский Николай (Велимирович). Немцы пытались склонить Г. к сотрудничеству, но он отказался. 14 сент. 1944 г. вместе с еп. Николаем Г. был отправлен в концентрационный лагерь Дахау и стал единственным церковным первоиерархом, узником концлагеря. В сер. янв. 1945 г. из-за ухудшения здоровья Г. немцы переместили его в гостиницу в Вене. Здесь его посетили неск. серб. политиков, добивавшихся от него политического заявления, в первую очередь против СССР, на что он ответил отказом. В кон. марта 1945 г. ввиду приближения к Вене советских войск Г. был эвакуирован в Клагенфурт, 20 апр. 1945 г.- в Триест, затем - в Кицбюэль (совр. Австрия). 8 мая 1945 г. в город вошла 36-я амер. дивизия под командованием ген. Коллинза, к-рый предоставил Г. и еп. Николаю свободу. До 26 июля 1945 г. Г. находился в Зальцбурге, затем по настоянию врачей переехал в Италию. Во 2-й пол. окт. 1945 г. Г. по просьбе кор. Петра Карагеоргиевича посетил Лондон и 24 окт. торжественно совершил обряд Крещения престолонаследника Александра. 10 нояб. 1945 г. в Риме Г. встречался с бывш. председателем королевского правительства М. Креком, к-рый предложил ему нанести визит папе Римскому Пию XII, что, по его мнению, могло способствовать освобождению Югославии от коммунизма. Г. отказался от переговоров с Ватиканом, напомнив о событиях в годы второй мировой войны, когда католич. иерархи не оказали помощи серб. населению, подвергавшемуся тотальному уничтожению в Независимом гос-ве Хорватия.
После окончания войны Синод СПЦ неоднократно обращался к властям с ходатайством о возвращении первоиерарха на родину, но авторитет Г. власти считали серьезной угрозой построению новой политической системы, хотя Г. в этот период не делал антикоммунистических заявлений, по мнению исследователей опасаясь разжигания гражданского противостояния в Югославии и гонений на Сербскую Церковь. 14 нояб. 1946 г. Г. прибыл в Белград, а 16 нояб. под его председательством начала работу конференция правосл. епископов Югославии, затем получившая статус Собора. 21 нояб. 1946 г. Г. выступил с обращением к народу, в к-ром высказался о необходимости установления контактов с представителями высшей власти для решения проблем церковной жизни, среди к-рых главными были: определение правового статуса Церкви, отделенной по Конституции, принятой в янв. 1946 г., от гос-ва, финансирование Церкви после национализации церковных земель и мн. зданий, отмена патриархийного налога и запрета сбора средств для Церкви, сепаратистские действия духовенства Македонии и Черногории и их поддержка властями, восстановление мон-рей и церквей, разрушенных в ходе военных действий, восполнение кадрового состава священнослужителей и церковное образование.
После возвращения на родину Г. старался избежать резкого обострения отношений с властями, к-рые в свою очередь стремились использовать его авторитет как борца против фашизма и патриота. После Собора Г. известил председателя Правительства ФНРЮ И. Б. Тито о возвращении на родину и вступлении на престол Сербской Церкви. 6 дек. 1946 г. Г. вместе с митр. Скопленским Иосифом (Цвийовичем) и еп. Зворницко-Тузланским Нектарием (Крулем) посетил Тито. 8-12 дек. 1946 г. в Белграде при участии Г. и Тито прошел Славянский конгресс, провозгласивший единство слав. народов. В янв. 1947 г. Тито посетил первоиерарха и обсудил проблемы Сербской Церкви. 25 янв. 1947 г. Г. в сопровождении митр. Иосифа и еп. Нишского Иоанна (Илича) посетил Президиум Народной Республики Сербии, а 31 янв.- председателя Правительства Народной Республики Сербии Б. Нешковича. После этих встреч 3 февр. 1947 г. председателю правительства было направлено представление с 9 пунктами для урегулирования отношений Сербской Церкви и гос-ва. Также Тито был направлен меморандум Свящ. Синода со списком деяний со стороны властей, негативно отразившихся на положении Церкви в гос-ве. В Пасхальном послании 1947 г. Г. подчеркивал, что «коммунистическая власть разными способами старалась воспрепятствовать нормальному течению церковной жизни, совершению церковных служб и обрядов... Я призываю вас,- обращался Г. к верным чадам Церкви,- проявить христианское мужество и твердость духа, которые смогли бы противостоять массовой антирелигиозной коммунистической пропаганде и организованной силе и власти безбожников» (Гласник СПЦ. 1947. № 4. С. 135). 21 апр. 1947 г. состоялось заседание Собора СПЦ, на к-ром был принят новый Устав Церкви, учитывавший отделение Церкви от гос-ва и школы от Церкви. Но гонения на Церковь со стороны властей продолжались. 29 марта 1949 г. Г., несмотря на перенесенные заболевания и преклонный возраст до последних дней жизни управлявший Церковью, направил Тито письмо, в к-ром просил прекратить аресты и изгнания духовенства, разрушение храмов, экспроприацию имущества, ущемление прав на получение духовного образования. Но ответа на это письмо не последовало.
Г. был главой делегации СПЦ на юбилейных торжествах по поводу 500-летия автокефалии РПЦ и на совещании предстоятелей и представителей автокефальных правосл. Церквей, проходивших в Москве 8-17 июля 1948 г. На совещании выступил с предложением, чтобы «все Православные автокефальные Церкви производили реформы в братском взаимном согласии, одновременно и в одинаковом объеме, чтобы по отношению ко всем инославным христианским Церквам они выступали как одно целое по всем вопросам вероучения и сотрудничества» (Празднование 500-летия автокефалии РПЦ // ЖМП. 1948. Спец. вып. С. 66). В переговорах Г. с Патриархом Московским Алексием I была достигнута договоренность об открытии подворья СПЦ в Москве, в храме Петра и Павла у Яузских ворот.
Г. внимательно относился к рус. эмигрантам в Сербии, оказывал материальную помощь, предоставил возможность рус. приходам служить по своим уставам. Осуждал стремления рус. диаспоры к отделению от Матери-Церкви и Карловацкий раскол.
Похоронен у юж. стены притвора кафедрального собора во имя арх. Михаила в Белграде.